+7 (903) 688 2399
Те, кто читает меня в фб, знают, что на прошлой неделе мне довелось побывать в этнографической экспедиции. Попала я в эту поездку благодаря Ежевике из фольклорной группы ОЙМЕ . Целью поездки являлось посещение сел Нижегородской области, где еще сохранились традиции эрзянского народа, встреча с носителями языка и запись старинных обрядовых песен. Открыла много нового и интересного для себя. Еще одним побудительным мотивом было желание собственными глазами увидеть как живут люди в глубинке. Забегая вперед, скажу, что живут не очень. Да, это и не секрет. И, тем не менее, никто не жалуется на тяжелую жизнь, не стонет. Люди живут, делают свое дело и радуются возможности общения. Нет той бешеной гонки и суеты, присущей мегаполису. Народ добрее и приветливее, нет равнодушия. Я немного отвлеклась. Продолжу небольшой экскурс в историю. Эрзяне (или эрзя, как они сами себя называют) вместе с мокшанами образуют этническую группу мордвы. Т.е, национальности «мордвин», получается, нет. Оба этих народа принадлежат к финно-угорской группе, которая, в свою очередь, делится на две группы и подгруппы. Соответственно, у каждого свой язык. Дальше в исторические дебри не полезу, кому будет интересно копнуть глубже - паутина в помощь Исторически сложилось так, что в древности эрзяне проживали севернее мокшан, на территории современных Рязанской и Нижегородской областей. И по сей день большая часть эрзянского народа проживает на древней этнической территории. Нам предстояло посетить три села: Шандрово, Пичингуши и Иванцево Лукояновского района Нижегородской области. В каждом из этих сел существуют самодеятельные фольклорные ансамбли. Хранителями традиций, как ни печально, в большинстве случаев являются старики. К сожалению, их становится все меньше. Чтобы сохранить то, что имеется, передать традиции следующим поколениям Ежевика и задумала этот проект. Старт был намечен с Новослободской улицы из студии Владимира Осинского. Состав экипажа: Ежевика – пилот, Андрей Архангельский – штурман и я – пассажир ;) Приключения начались в самом начале пути и преследовали на всем протяжении поездки. А куда ж без них! Скучно ;) Все началось с проколотого колеса. Это потом выяснилось, что оно проколото, а сначала высказывались предположения о неких злоумышленниках, спустивших его из вредности. Было принято решение – подкачать и ехать до ближайшего шиномонтажа. С тем и тронулись в путь. Наивные, наивные…мы свято верили, что ближайшая мастерская нас будет ждать с распростертыми объятиями, как минимум, на выезде из Москвы. Ждала…и не одна. Но все были закрыты. Видимо, их работники думают, что ночью с колесами ничего случиться не может. Таким образом, два раза останавливаясь, чтобы подкачать его, мы доехали до Мурома. Там-то и была обнаружена мааааленькая, но острая пластмаска, доставившая нам столько хлопот.
Пока латали колесо, осмотрелась вокруг. Ничего более интересного, чем палатка по приему стеклотары, не обнаружила.
Дальше наш путь лежал прямиком до первой остановки – села Шандрово. Ничего интересного про дорогу не расскажу, проспала почти до самого конца. В село мы приехали уже затемно. Встречали нас, как самых дорогих гостей, почти родственников, Глава администрации Шандровского сельсовета Казаков Виктор Фёдорович и Юрий Кузьмич (фамилию забыла), зав. отделом культуры. Ни о какой работе не могло быть и речи, пока традиционно путников не накормят и не напоят.
Опять забегу вперед, нас так встречали в каждом месте. Невольно вспоминается Шурик из «Кавказской пленницы» :) Закусив, выпив, пообщавшись, провели небольшой саунд-чек прямо за столом.
Баба Маша
Баба Валя
Баба Нюра
Баба Нина
После этого бабушки нарядились в национальные костюмы и выступили уже по полной программе.
Первый день экспедиции закончился уже глубокой ночью. Так хорошо мне не спалось очень давно, наверное, с детства. Утром нам предстояло ехать дальше.
Но график наш рушился прямо на глазах. Необходимо было срочно решить кое-какие оргвопросы. Для этого позарез нужен был выход в интернет. Сделать это можно было только из правления, куда мы и поехали, попрощавшись с бабой Валей и Кузей.
Машину на ночь оставляли на еще очищенном участке, не доезжая до дома, где остановились. Но за ночь намело еще снега и мы закопались. Попытки выбраться своими силами ни к чему не привели.
Пришлось звать на помощь технику. Без тракториста в деревне никак.
В этом здании располагается администрация Шандровского сельсовета
Памятник вождю мирового пролетариата напротив, оставшийся еще с советских времен.
Пока Ежевика общалась в интернете
мне организовали небольшую экскурсию. Сколько ж там раритетов! ;)
А за этой дверью – просто клад, архивные документы, которые, скорее всего, будут уничтожены, за ненадобностью. Увы.
В кабинете у председателя колхоза (табличка на двери не менялась)
Как рассказал Юрий Кузьмич (зав. культурой в селе) в Шандрово сейчас проживает всего 600 человек. Преимущественно старики. В лучшие годы только в школе училось 800 человек, а сейчас всего 55 из четырех сел. Наконец, с отправкой почты было покончено и можно было отправляться дальше. Зашли в местную лавку, не с пустыми же руками ехать.
В отличие от продуктов напитки представлены в более широком ассортименте. Купил 2л «три топора» за 110 рублей и отъехал на весь день.
Лошадь в деревне – самый надежный вид транспорта по сей день.
Ехать нам предстояло в Пичингуши. В райцентре Лукояново нас должны были пересадить в более подходящую для таких дорог машину. Но мы опоздали, машина не дождалась. Реклама перед входом в здание местного Дома культуры.
В Пичингуши мы приехали позже назначенного времени, нас уже давно ждали )
Разворачиваясь, чтобы выехать, машина опять застряла. «Есть женщины в русских селеньях», но даже они не смогли вытолкать нашего пыжика.
Опять вызывали трактор ))) А я тем временем обнаружила вот такую дорогую для меня надпись перед входом в клуб. Это в селе, где закрыта школа, нет работы, куда трудно добраться. Но есть люди, слушающие правильную музыку ;)
По дороге в конечный пункт нашего путешествия мы проезжали поляну, на которой, начиная с весны и до поздней осени, проводятся праздники.
Рядом с российским – эрзянский флаг. Цвета флага означают: белый – свобода, красный – жизнь, черный – земля. Эти же цвета повторяются в эрзянских национальных костюмах. Черный цвет – не только цвет земли, но и цвет пулая. Это часть женского национального костюма. Как рассказали бабушки из Шандрова, в старину его делали тяжелым. Когда девушка достигала периода полового созревания, она должна была носить его, чтобы формировать фигуру. Носят его на бедрах. В селе Иванцево есть небольшой филиал музея эрзянского народа. Сам музей находится в г. Лукоянов, директор– Аношкин Николай Иванович, энтузиаст своего дела.
Не все участники местного коллектива "Родники"смогли дождаться нас из-за приключений в дороге. Тем не менее, оставшиеся выступили «за себя и за того парня».
После выступления мы навестили дома Пазалину Евдокию Васильевну
Она 20 лет проработала в местном доме культуры директором, знает много национальных песен и сказаний
Выполнив все, что было намечено, ночью мы отправились в Саранск. Дорога была сложная, метель. Но несмотря на все трудности, мы добрались благополучно. Саранск – это уже другая история, постараюсь рассказать ее завтра ;)